Юрий БОГОМОЛОВ
Ария Кочегара из оперы Верди "Риголетто"
Показанный на Выборгском кинофестивале "Окно в Европу" новый фильм Алексея Балабанова "Кочегар" станет событием в нынешем киносезоне. Правда, в самом Выборге он удостоился только утешительных наград главного жюри, что, наверное, неслучайно. Зато его по достоинству оценили критики, что тоже не случайно. Такова участь незаурядных картин.
Фильм не сложен по языку. Напротив -- прозрачен до самого дна. Вернее -- до бездонья.
История простая, ясно изложенная, абсолютно законченная, отдаленно напоминающая трагическую участь шута Риголетто из одноименной оперы Джаузеппе Верди. Впрочем, судите сами.
Жил-был кочегар. Он жил-был с утра до вечера в кочегарке. Страна давала на гора уголек, а он его кидал в топку в такт музыке звучащей за кадром. Его бывшие однополчане, а теперь добросовестные и безотказные киллеры привозили в черных полиэтеленовых мешках трупы тех, кого им заказывали конкурирующие меж собой фирмы. Трупы заправляли в печи, подталкивали кочергой и объясняли молчаливому якуту, что это плохие люди. Он верил. Барыша с этого не имел, кроме пачки чистой бумаги, на которой выстукивал рассказ о доисторическом русском разбойнике.
Рассказ не дописал по вполне уважительной причине. В один из зимних вечеров привезли очередной мешок, сказали, что проститутка, еще, бог знает, что наплели, словом, плохой человек. Воткнули труп в огненное горло, протолкнули кочергой...
Когда он понял, что сжег собственную дочь,рыдать не стал, подобно шуту Риголетто, без разговоров порешил своих сослуживцев, вернулся в кочегарку и вскрыл себе вены. Умирал он на глазах ничего не понимающего ребенка, который сфотографировал на свою мыльницу смерть кочегара.
Вот собственно и все, если не считать черно-белого послесловия.
Оно -- своего рода экранизация рассказа героя о русском каторжанине. На экране как бы доисторическое прошлое, чуть ли не каменный век. Заросший детина убивает якута, насилует его жену, а потом просто лупит ее палкой.
Женщина не против того, чтобы ее колотил насильник; она только молит, чтобы он ее бил не очень больно. Засим финальные титры. Чтобы это значило?
***
Контуженный майор спрятался в кочегарку от реальности, отгородился от исторической несправедливости мира думой, которую тщетно пытается перенести на бумагу.
Биографических подробностей немного.
Пожилой якут прошел Афган., дослужился до майора, за одну из успешных операций получил звезду героя Советского Союза, по контузии демобилизовался. Жена далеко -- в Детройте, откуда надоедает дочери международными звонками с просьбами позаботиться об отце. Дочери не до этого -- у нее бизнес и любовник.
Семья разбежалась. Истлели и прочие узы. В их числе и те, что были нажиты воинской службой в Афганистане.
Если биографических подробностей наших героев в фильме - по минимуму, то психологических нюансов и вовсе нет. Герои убивают без эмоций, рутинно и деловито. Также кремируют трупы.Также занимаются сексом.
Эффект иронического остранения действа создают проходы двух героинь под бодрящую и вместе с тем монотонную тему музыканта Дидюли.
Под нее шагает при полном параде отставной майор с орденами,медалями, со звездой героя Советского Союза. Он шагает, чтобы убить убийц своей дочери. И опять -- без тени эмоции.
***
Новая картина Алексея Балабанова, несмотря на весь аскетизм изобразительных средств (оператор Александр Симонов) убеждает в первую очередь своей художественной стороной. Притом, совершенно как будто бы и неосязаемой, неосознаваемой.
Ну, швыряет человек уголь лопату за лопатой...
Ну, покачиваются в джипе два амбала с непроницаемыми лицами...
Следуют одна за другой монтажные перебивки. Это самое начало фильма. Но сразу понятно, что это не просто кино, но что это кинематограф. Что это настоящее, подлинное. Это беспощадный диагноз тем процессам, что идут в глубинах массового подсознания, что таят гуманистическую катастрофу.
В отличие от "Груза 200", с которым прослеживается очевидная связь нового балабановского фильма, "Кочегар" не бьет по нервам какими-либо шокирующими сценами, он просто оседает в сознании зрителя нечаянными и продуманными метафорами, двусмысленными образами, ассоциативными отсылками...
В "Грузе 200" ясно проступил метафорический смысл названия. Гробом с живым трупом, по мнению Балабанова оказалась позднесоветская действительность. И не выветрился тот запах, как дохнуло новым гниением.
90-е годы автор ощущает и интерпретирует еще страшнее. Сначала на общем плане мелькают высокие дымящие трубы. По ходу сюжета -- они все ближе. И по мере того, как кочегарка отставного майора все вернее ассоциируется с кремационной печью, надземное пространство осознается грандиозным символом глобального крематория.
***
Опера Верди в ХVIII веке вызвала общественный скандал с политическими обертонами. Спектакль запрещался.Чтобы его спасти, монарших особ приходилось понижать в званиях. "Плохой человек" у Верди -- не король (как у Гюго), а всего лишь Герцог. Светскую публику шокировал мешок, в котором был упакован труп дочери Риголетто и т.д. Но было понятно, что спектакли подогревали революционные настроения масс.
В ХХI веке общественный цинизм пустил корни столь глубоко, что под подозрением оказалась "священная корова" русской интеллигенции -- русский народ.
Алексей Балабанов не в первый раз делится им с нами. В "Морфии" он об этом же говорил. Что же удивляться, что жюри Выборгскго фестиваля поостереглось с главной наградой для фильма... И не станем удивлятья будущим нападкам на фильм и обвинениям его в русофобии с одной стороны и в антилиберализме -- с другой.
г. Выборг
комментарии (1)