К юбилею автора «Мимино» ТВ расстаралось: ретроспектива художественных фильмов, документальные ленты, передачи, посвященные имениннику… Это здорово, это правильно, это рейтингово. Но слишком дежурно и, в общем, получилось стандартно.
…У нас немного в кино комедиографов, кто воспринимается отдельно.
Ну, Леонид Гайдай… Он отстроил своего рода Парк Культуры и Отдыха с аттракционами, гэгами, кривыми зеркалами, с галопирующими погонями, с сюжетными сальто-мортале, с уморительными персонажами-масками, коим то там, то здесь ставятся памятники. Так что легко предположить: вот-вот где-нибудь соорудят что-то вроде Диснейленда по мотивам фильмов Гайдая… И будет у нас Гайдайленд.
Ну, Эльдар Рязанов… Он создал свой мелокомедийный мир, живущий по своим сентиментальным законам.
Ну, Марк Захаров, освоивший и обживший иронично-сказочное пространство Евгения Шварца и Григория Горина…
Кто там еще?
Правильно: Георгий Данелия.
У него своя суверенная территория, эстетические границы которой для каждого мало-мальски чуткого зрителя осязаемы. Но и не на замке.
Границы отчетливы, но при этом открыты. Никаких виз, страховок, образовательных дипломов, справок о наличии чувства юмора и прочих формальностей для их пересечения не надо.
Есть, правда, пара неписаных предостережений со стороны Властителя дум и чувств зрителей, вступивших на эту территорию.
Одно касается ее жанровой неопределенности. Он просит не считать свои фильмы комедиями. И речь не только, скажем, о такой картине, как «Осенний марафон», но и о такой ленте, как «Я шагаю по Москве».
Георгий Николаевич не считает свои кинофантазии комедиями с той же категоричностью, с какой Антон Павлович называл свои драматические создания с трагическими обертонами, комедиями.
В одном из интервью автор «Я шагаю по Москве» поведал, как ему нахлобучили жанровую шапку.
-- Что это такое? – недоумевал директор «Мосфильма», посмотрев прогулку юного Никиты Михалкова, способного развести руками чужие беды.
-- Комедия,-- ляпнул автор.
-- Почему не смешно?
-- Потому, что это лирическая комедия.
-- Тогда так и напишите: «Лирическая комедия».
Так и написали в титрах, чтобы зритель ничего не подумал другого.
Вообще, под грифом «комедия» многое было позволено, но главное, что побудило Данелию в дальнейшем именовать свои картины комедиями, так это голый прагматизм. Под сей несерьезный жанр давалось больше денег и пленки.
Под грифом «комедия» можно было шутить иногда и над советской властью, что и попытался сделать Данелия в «33».
Шутка до конца не удалась. Ему ничего такого не было за нее от власти. Просто картины на какое-то время не стало, словно ее и не было – она пролежала на полке около 20-ти лет. А когда очнулась от летаргии, обнаружила, что поезд режима, под завязку груженого манией собственного величия, ушел, и забавные приметы былого времени кажутся засохшими листьями в альбомном гербарии.
…Другое предостережение можно найти в его книжке «Безбилетный пассажир». Автор предпослал ей эпиграф из Марка Твена:
«Лица, которые попытаются найти в этом повествовании мотив, будут отданы под суд; лица, которые попытаются найти в нем мораль, будут сосланы; лица, которые попытаются найти в нем сюжет, будут расстреляны».
Теми же словами Данелия мог бы предварить едва ли не каждый свой фильм.
Его фильмы – жизнь в своей открытой непосредственности, естественности, человечности… А кинокритики и публицисты, пытающиеся извлечь из его фильмов мораль, принципы и логику повествования, и впрямь заслуживают суда, ссылки и расстрела без суда и следствия.
В самом деле, грешно приспосабливать его истории к поучениям, делать из них назидательные выводы, строить на них умозрительные концепции. Сам Данелия только однажды позволил себе совет, который мог бы стать одиннадцатой заповедью – «Не горюй», которой, впрочем, не всегда следовал – см. фильм «Слезы капали».
Но и уныние, которое, как известно, самый большой грех, он всегда преодолевал.
Преодолевал насмешкой, иронией и просто философским отношением к жизни.
…Сказки, которые Георгий Данелия рассказывал сыну Коле, когда он был маленьким, всегда кончались хорошо. В том числе и для злодеев – для Злого Великана, для Бабы-Яги, для Карабаса-Барабаса… Это было требование ребенка. Все они обязаны были стать добрыми.
Так все без исключения сказочные персонажи образовали цепочку Добра.
В этой цепи оказались и фильмы самого Данелия, начиная с «Сережи» и кончая густонаселенными книжками «Безбилетный пассажир», «Тостуемый пьет до дна».
И вот тут, рискуя быть осужденным, сосланным и расстрелянным, скажу одну концептуальную вещь. Данелия не боролся и не борется со злом; он его выносит за скобки действительности. Как не боролся с советской властью после печального опыта «33»; он ее тоже держал за скобками своего сознания жизни и своих фильмов. Она ему была неинтересна. Как не интересна ему и сегодняшняя власть.
Интересно ему и вчера, сегодня – людское общежитие. Потому, наверное, нам снова и снова интересны его фильмы. А проблемы?..
Ну, что проблемы… Была одна (и есть) для Данелии -- это проблема некоммуникабельности. Вот ее впервые для себя он очень остро прочувствовал в конце 70-х и выразил в «Афоне».
Тогда в среде советской интеллигенции стали модными разговоры об ослаблении товарищеской общности. Интеллигентские настроения передались слесарю-водопроводчику Афоне Борщову, которому, к слову сказать, этой самой коммуникабельности было не занимать – был бы рубль в кармане, приятель Федул с бутылкой и кто-нибудь третий со своим рублем. Но и он испытал что-то вроде сердечной недостаточности в отношениях с окружающим его человечеством.
Пример глобальной и проникновенной коммуникабельности Данелия дает в одном из самых светлых своих фильмов -- «Мимино». Это кино о человеке, оторвавшемся от дома, облетевшем мир, повязавшим всех, кого встретил, дружбой, и вернувшемся домой.
А «Осенний марафон» -- пример тотального взаимонепонимания, когда отношения с друзьями, приятелями, любимыми только и делают, что рвутся.
Самая драматичная его картина – «Слезы капали». Потому что осколок злого троллевского зеркала попал его герою в глаз. И зла ему стало не хватать. Он все стал видеть в превратном свете. Надо было выплакать зло. И за кадром звучит щемящая песня на слова Шпаликова:
«Людей теряют только раз,
И, след теряя, не находят,
А человек гостит у вас,
Прощается и в ночь уходит.
А если он уходит днем,
Он все равно от вас уходит.
Давай сейчас его вернем,
Пока он площадь переходит.
Немедленно его вернем,
Поговорим и стол накроем,
Весь дом вверх дном перевернем
И праздник для него устроим...».
***
В фильме он сам ее спел, лично от себя, от души…
Все-таки, не зря Данелия не соглашается на нишу комедиографа. Он прав. Он – один из немногих в нашем кино, кого можно назвать философом.
В каком-то смысле он сродни Тарковскому. И у Данелии есть своя планета в космосе. Только называется она не «Солярис», а «Кин-дза-дза», которая его и по сей день не отпускает. Скоро выйдет ее мультипликационное продолжение.
…Только люди с большим чувством юмора в России могут быть серьезными философами. И только философы способны на протяжении всей жизни оставаться искренними юмористами.
Один живой пример – одессит Жванецкий. Другой – московский грузин (или грузинский москвич?) Георгий Данелия.
комментарии (3)
Юрий Богомолов 28 августа, 13:31
Один-то уже есть и можно не стреляться.
Леонид Богданов 29 августа, 03:34
Есть в математике понятие "бесконечность". По сути, нечто непостижимое, знакомое и понятное каждому, но недоступное никому. Георгий Данелия - это бесконечность нашего отечественного кинематографа. Нет никакого желания рассматривать отдельные грани этого таланта. Им хочется любоваться. Тихо, спокойно, и, простите, торжественно. Чуствовать себя так, как чувствует себя живой человек, стоя перед рукотворными шедеврами цивилизации. Счаслив я от того, что являюсь его современником, что мы живем в одной стране.
Георгий Николаевич, исренне поздравляю Вас с юбилеем! Желаю Вам здоровья и творчества. Будьте счастливы. Мы все Вас любим!