В Венеции открылся старейший в мире 67-й международный кинофестиваль. В его главном конкурсе Россию представляет фильм екатеринбургского режиссера Алексея Федорченко «Овсянки».
Премьера картины предполагалась в июне на сочинском фестивале «Кинотавр», но в последнюю минуту фильм был снят с программы: продюсеры узнали, что им заинтересовалась Венеция, которая «право первой ночи» теперь соблюдает неукоснительно. Поэтому премьера состоится 4 сентября, когда картину будет смотреть международное жюри под председательством Квентина Тарантино.
Алексей Федорченко в Венеции желанный гость: в 2005 году он уже взял здесь главный приз за лучший документальный фильм в конкурсе «Горизонты». Курьез был в том, что его «Первые на Луне» на самом деле игровая картина, она относится к редкому жанру «мокументального» кино – хитроумной и очень похожей на правду мистификации. Теперь режиссер, уже в главном конкурсе, делает заявку на Золотого льва.
Сюжет фильма прост: его герой (Юрий Цурило) едет по бесконечным дорогам России из Костромской области в Ивановскую, чтобы навестить могилу жены. Но на этой грустной канве нам обещают вышить зрелище яркое, красивое и нежное.
Перед фестивалем мы связались с Екатеринбургом. Вот что нам рассказал по телефону дебютант главного венецианского конкурса Алексей Федорченко.
Российская газета \ Как вы определяете жанр фильма, который, судя по всему, снова будет необычным?
Алексей Федорченко \ В пресс-релизе его определяют как «эротическая драма». Но – с этнографическим уклоном и элементами мистики (смеется). Кроме того, это road movie – «дорожное кино». Там будет все: и сказка, и эротика, и любовь, и смерть.
РГ \ Овсянки – это что, «птица певчая»? Какую роль вы отвели им в фильме?
Федорченко \ Это лесные певчие птицы. Такие лесные воробьи – зеленые, маленькие. Их подсаживают в клетку к молодым канарейкам, и овсянки их учат петь.
РГ \ Они попытаются чему-нибудь научить и героев вашего фильма?
Федорченко \ От них очень многое зависит в развитии событий.
РГ \ Вы теперь постоянно работаете с казанским писателем Денисом Осокиным. Что вас привлекло в его прозе, какое ее качество вы хотели бы сохранить в фильме?
Федорченко \ Небанальность взгляда. Он говорит об очень близких и простых вещах совершенно самобытным языком – так сейчас никто не пишет.
РГ \ В вашем фильме очень важны этнические мотивы. Расскажите об этом не существующем уже народе – меря.
Федорченко \ Он исчез где-то в начале XVII века. Растворился в русских, влился в русскую кровь. Готовясь к фильму, я читал исследования генетиков. Они утверждают, что в северных русских более половины финской крови.
РГ \ Но вместе с народом канули в вечность и его обряды, и стиль жизни – вам пришлось все это реконструировать? На основании каких документов?
Федорченко \ Эти древние обряды в жизни героев существуют как некий зов крови, как эхо прошлого. Сохранились артефакты. Раскопок много, народ меря распространялся по территории нынешней России достаточно широко – к северу от Москвы все принадлежало ему. Его существование отразилось и в названиях этих мест. Профессор Ткаченко в книге «Мерянский язык» утверждает, что и слово Москва – мерянское. Хотя есть и другие версии: это слово мордовское. А названия рек северного Поволжья – все мерянские.
РГ \ Вы собирались использовать в фильме песни Таркана – почему они понадобились?
Федорченко \ О его музыке говорят персонажи, и она должна была звучать в фильме. Его самая известная песня «Ду-Ду» очень точно передает состояние души героев. Мы попросили у Таркана разрешение ее использовать, но он потребовал совершенно неподъемную сумму. И мы обошлись своей музыкой. Так что Таркана в фильме нет.
РГ \ Вы привлекли к съемкам Михаила Кричмана – оператора, который прославился изобразительной мощью своих картин, мы видели это в фильмах Андрея Звягинцева.
Федорченко \ Он снял фильм очень просто, лаконично, глубоко и очень красиво. Михаил оператор от Бога, и он замечательно выполнил труднейшую задачу – создать мир, который рядом, но которого нет.
РГ \ В год финансового кризиса и новой системы финансирования кинопроизводства как вы решали бюджетные проблемы?
Федорченко \ Госкино в этом не участвовало, картина полностью снята на частные деньги. Продюсер Игорь Мишин на свои средства заказал и снял этот фильм.
РГ \ Расскажите об актерах вашей картины.
Федорченко \ В главных ролях Юрий Цурило и Игорь Сергеев из Петербурга, женскую роль играет актриса и режиссер из Москвы Юлия Ауг, в очень важной роли снялся Виктор Сухоруков. Героя в детстве сыграл екатеринбургский школьник Иван Тушин, он уже обладатель приза за лучшую роль в фильме «Двенадцатое лето» Павла Фаттахутдинова. Он моих друзей – вот я его и снял. Очень похож на главного героя и внешне и по состоянию души.
РГ \ В Екатеринбурге благоприятные условия для кинопроизводства?
Федорченко \ Там мой дом, а снимать можно в любой точке планеты. В Москву переезжать не хочется – это не тот город, где я хотел бы жить. Предложения есть, и из Москвы и дальше, но я пока держусь за Екатеринбург.
РГ \ Что будете снимать после «Овсянок»?
Федорченко \ Есть очень хороший сценарный портфель. Четыре сценария Дениса Осокина, еще один мы сейчас пишем. Работаем сразу по нескольким направлениям, и я пока не знаю, какой сценарий «выстрелит» первым. Одну заявку я подал к Госкино – там ведь обещали поддержку артхаусным проектам. Но снимать очень хочется – давно не снимал!
РГ \ Как давно – вот же новая картина, «Овсянки»!
Федорченко \ Ее съемки закончились в 2008-м, а потом кризис все остановил на целый год. Мы показывали материал фильма на разных фестивалях, включая Каннский, - искали партнеров по «постпродакшн». А в начале 2010 года стали ударными темпами заканчивать и успели к «Кинотавру».
РГ \ Насколько я знаю, «Овсянками» уже заинтересовались и другие фестивали.
Федорченко \ Сентябрь и октябрь расписаны полностью. После Венеции фильм поедет на «Киношок» в Анапу и на «Меридианы Тихого» во Владивосток, затем международные фестивали в Торонто, Нью-Йорке, Салониках, Варшаве, Тегеране. Есть еще ряд приглашений.
РГ \ С какими ожиданиями едете в Венецию?
Федорченко \ Я даже подумать об этом пока не успел: много хлопот с оформлением виз на все эти многочисленные фестивали. Не люблю это дело: отнимает массу времени и нервов.
РГ \ По крайней мере одна союзница у вас в жюри, надеюсь, будет – Ингеборга Дапкунайте вряд ли останется равнодушной к картине. Все-таки она и наша актриса тоже.
Федорченко \ Я надеюсь, что и другие члены жюри не останутся равнодушными. Но «Овсянки» действительно нравятся женщинам – такое получилось женское кино.
РГ \ Сентиментальное?
Федорченко \ Сентиментальное, чувствительное, а главное, говорит о вещах, о которых раньше молчали. В фильме всплыла тема недолюбленности. При бешеной страсти. Женщины, которых недолюбили.
РГ \ Когда фильм выйдет в России?
Федорченко \ В октябре премьера в Москве и начнется прокат по стране. Фильм понравился французской дистрибьюторской компании Memento, она взялась прокатывать его за рубежом. Уже идут продажи.
РГ \ До «Овсянок» вы сняли очень хорошую картину «Железная дорога», она получила приз «Серебряная ладья» и премию критики в Выборге. Куда она канула?
Федорченко \ Был запланирован и кинотеатральный и телевизионный прокат, но кризис все порушил, и для фильма закрылись все двери, его никто не видел. Я очень надеюсь, что показ «Овсянок» в Венеции проторит дорогу и этой картине, и у нее будет даже не второе, а, по сути, первое рождение.
комментарии (0)