«Белые слоны» обрели хозяев
Кинокритики и киножурналисты выбрали лучшие фильмы года
ВИКТОР МАТИЗЕН
Наибольшее число священных критических животных досталось «Фаусту»: за мужскую роль второго плана (Антон Адасинский), за сценарий (Юрий Арабов), за режиссуру (Александр Сокуров) и как лучшему фильму (вместе с режиссером приз получил продюсер Андрей Сигле). Два «Слона» отошли к фильму Василия Сигарева «Жить»: за работу оператора (Алишер Хамидходжаев) и за женскую роль второго плана (Ольга Лаптева). Молодые критики, в распоряжение которых отныне выделен один «Белый слон», сочли лучшим фильмом «Я тоже хочу» Алексея Балабанова.
«Белый слон» за лучшую работу художника присужден Сергею Февралеву («Орда»), за лучшую музыку – Анджею Петрасу («Рассказы»), за лучшую главную женскую роль – Марии Шалаевой («Я буду рядом»), за лучшую главную мужскую роль – Владимиру Свирскому («В тумане»). Лучшим дебютом признан фильм Георгия Параджанова «Все ушли», лучшим документальным фильмом – «Антиподы» Виктора Косаковского, лучшим анимационным – «Пишто уезжает» Сони Кендель. Премии имени Мирона Черненко удостоена картина Любови Аркус «Антон тут рядом», а приз «Событие года» разделили две социально-критические ленты: «За Маркса» Светланы Басковой и «Зима, уходи» – коллективная работа студентов мастерской Марины Разбежкиной.
Премия «Белый слон» присуждается по результатам двух туров голосования: в первом туре, который определяет номинантов, голосует неограниченный круг кинообозревателей, во втором туре – только члены экспертного совета премии, избираемого правлением Гильдии киноведов и кинокритиков. Эта система позволяет одновременно охватить множество профессионально пишущих о кино людей и сделать голосование ответственным.
Но, как ни прописывай регламент, вне шорт-листа любой премии всегда остается сколько-то интересных работ, которые набрали немногим меньше голосов, чем номинанты. Так, в первом туре голосования «Искупление» Александра Прошкина и «Конвой» Алексея Мизгирева весомо фигурировали в пяти номинациях, «Я буду рядом» Павла Руминова и «Кококо» Авдотьи Смирновой – в трех, «Измена» Кирилла Серебренникова – в двух, а в категории «Лучший дебют» называлась также «Дочь» Натальи Назаровой и Александра Касаткина (строго говоря, дебютом в режиссуре эта картина является только для Назаровой). Таким образом, из 60 с лишним фильмов, вышедших в российский прокат или показанных отечественной прессе за премиальный период, в лонг-лист попало около трети, что немало.
Стоит подчеркнуть, что «критический» киногод не совпадает с календарным – он считается с начала декабря одного года по конец ноября следующего. Это приводит к тому, что премия 2012 года рассматривает некоторые фильмы 2011 года (так, премьера «Фауста» состоялась в сентябре прошлого года в Венеции, но фильм был впервые показан российской публике позже и не попал в прошлогодний список) и не охватывает те российские фильмы 2012 года, которые к настоящему моменту успели увидеть только гости зарубежных фестивалей, в частности «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко и «Танец Дели» Ивана Вырыпаева. Они будут включены в список для голосования в 2013 году.
Интересно, что Александр Сокуров, получая главную критическую награду, назвал лучшей картиной «Орду». Так это или нет, можно спорить, но несомненно, что «Фауст» и «Орда» выделяются из ряда качественных российских картин прошедшего сезона и своим масштабом, и тем, что обе были признаны высшими достижениями своих создателей: венецианский триумф «Фауста» стал для Сокурова вершиной международного признания, а блеснувшая на ММКФ «Орда» вывела Андрея Прошкина в число ведущих российских кинорежиссеров.
комментарии (0)