Зачем Железняк лоббирует интересы западных мейджоров
Госдума приняла на рассмотрение законопроект, предусматривающий отмену налоговых льгот на показ зарубежных фильмов в российских кинотеатрах. Автор законопроекта — вице-спикер Думы, представитель «Единой России» Сергей Железняк уверен, что меры, предусмотренные этим законом, защитят интересы отечественного кинематографа.
Видимо, так и не дождавшись окончания календаря майя, вице-спикер Госдумы Сергей Железняк поздно вечером 21 декабря внес в Государственную Думу на рассмотрение поправки в закон «О господдержке отечественной кинематографии РФ». Предложения Железняка, как уже известно, касаются установления обязательной «доли показа национальных фильмов от общего количества сеансов в многозальном кинотеатре в квартал и в малозальном кинотеатре в день в 2013 году в размере не менее 20%». Одновременно с этим депутат Железняк внес и поправки в ст. 149 Налогового кодекса РФ, в части сохранения льгот по НДС для кинотеатров только при показе фильмов, «получивших удостоверения национального фильма».
Прилагающиеся к документу пояснительная записка и финансово-экономическое обоснование, которые уместились в трех-четырех строках, совсем не проясняют логику умозаключений отдельно взятого российского законодателя. В бумагах Железняка не представлено вообще никаких аргументов в пользу их принятия, не говоря уже о внятных экономических расчетах и прогнозах. Понятна реакция комитета по культуре Госдумы в лице его замглавы Владимира Бортко — Железняк мог хотя бы посоветоваться, на комитете этот вопрос обсуждался уже неоднократно и не получил поддержки. Основная причина — отечественное кинопроизводство пока не производит достаточное для соблюдения предлагаемых норм количество фильмов для массового зрителя. Нормы носят абсолютно формальный характер и не могут оказать реальной помощи ни нашим производителям, ни прокатчикам.
Более подробно про отмену НДС на западные фильмы. В трех строчках финансово-экономического обоснования к поправкам в Налоговый кодекс указано лишь, что федеральный бюджет дополнительных расходов не понесет. Так кто же тогда понесет расходы, а кто получит выгоду?
Руководствуясь известными принципами распределения доходов (а эти принципы доступны даже молодым продюсерам и прописаны в большинстве учебников для кинематографических вузов), в соответствии с которыми кинотеатр и дистрибутор делит полученные средства от продажи билета пополам, а дистрибутор, в свою очередь, перечисляет до 75% владельцу контента/иностранному производителю достаточно просто выявить следующие последствия новых поправок, применимых к российскому прокату зарубежных картин, в соответствие с логикой, что кинотеатр поднимет цену билета на зарубежные фильмы на уровень НДС:
Как видно из представленной таблицы, введение НДС, не скажется на дистрибуторах иностранного кино, и тем более на западных мейджорах отрицательно. Они, как впрочем, и государство увеличат свои доходы. И при этом за счет зрителя.
При этом если, несмотря на возросшую цену билета, кинотеатральные посещения сохранятся на уровне текущего года, то доходы могут быть существенными. Так, к примеру государство сможет получить дополнительно до 3,5 млрд рублей от введения НДС при демонстрации иностранных фильмов. А вот крупнейшие иностранные дистрибуторы — представители крупных иностранных мейджеров, работающие на территории России — 20th Century Fox, Universal Pictures и WDSSPR— уже сейчас контролируют 51% рынка кинопроката. С повышением стоимости билета, в результате отмены льготы на НДС, их суммарные доходы могут еще увеличиться более, чем на 1,1 млрд рублей. Так кто же окажется обделенным при введении этих поправок? И в чем состоит выигрыш или поддержка для нашего кино?
Выросшая стоимость билета автоматически не увеличит долю расходов россиян на походы в кинотеатры, они просто будут ходить реже. Из-за этого уровень посещений уже следующего года может скорректироваться по нашим оценкам до 7% (т.е. или упасть, или вырасти в не том объеме, что при естественном развитии рынка). Да и могут ли депутаты знать наверняка, что придя в кинотеатр российский зритель сделает выбор рублем именно в пользу отечественных фильмов, а не новой премьеры Питера Джексона. Тем более, что российское кино, в отсутствие соответствующих адекватных законодательных мер, все еще безнаказанно можно качать в Интернете.
Мое предложение — открытые парламентские слушания по предложенным законопроектам и разговор на уровне аргументов и прогнозов, а не на уровне лозунгов о защите российской кинематографии и нашего зрителя.
Олег Иванов, генеральный директор независимой исследовательской компании Movie Research, кандидат физико-математических наук, Finam
комментарии (0)