Рабочая группа Союза кинематографистов в результате двухгодичных потуг в поте лица своего разработала-таки Этическую хартию — своеобразный аналог кодекса Хейса, который действовал в США в первой половине прошлого века. Дескать, благодаря действию этого самого кодекса Голливуд в свое время не только пережил золотой век, но и воспитал американскую нацию. Почему бы не повторить ценный опыт и у нас?
На самом деле все обстоит не совсем так, а где-то даже и совсем наоборот. Пресловутый кодекс Хейса, запрещавший, в частности, изображать в смешном виде священников, упоминать венерические болезни, показывать любовь вне брака, сцены жестокости, насилия, употребления наркотиков, любовь между черными и белыми, роды (даже в виде силуэтов), внутреннюю сторону бедра, обнаженную грудь, трупы, кружевное дамское белье etc., принес американскому кино немало бед. Достаточно сказать, что его жертвами в свое время стали такие выдающиеся фильмы, как «Великий диктатор» Чаплина, «Спартак» Кубрика, «Касабланка» Кертица, которые подвергались жестоким цензурным гонениям. И если они в итоге вышли на экран и стали высокой классикой, то, разумеется, вопреки кодексу Хейса, а не благодаря ему.
Любая аналогия хромает, но напомню, что точно так же вопреки советской цензуре, а не благодаря ей, появились на свет шедевры Тарковского, Хуциева, Муратовой, Германа, Климова, Шепитько, Панфилова, Иоселиани, Кончаловского, чьи картины (от «Заставы Ильича» и «Страстей по Андрею» до «Проверки на дорогах» и «Аси Клячиной») подвергались цензурным преследованиям. И даже у вполне, казалось бы, благополучных режиссеров — Бондарчука, Ростоцкого, Данелии- фильмы нещадно резались. Страшно сказать, но и у Никиты Михалкова картина «Родня» в свое время тоже пострадала от цензуры, полежав пару лет на полке. Но, видимо, Никита Сергеевич об этом инциденте запамятовал, ибо именно он является мотором создания Этической хартии, которая может быть вынесена на пленум СК и принята уже в самое ближайшее время.
Дальше - здесь:
комментарии (0)