На кинофестивале "Завтра/2morrow", который пройдет в Москве с 18 по 23 октября, не будет жюри - победителя выберут зрители, и из их же средств премируют лауреата, сообщила журналистам в среду продюсер фестиваля Ольга Дыховичная.
Фестиваль "Завтра/2morrow" затеял в 2007 году режиссер Иван Дыховичный с помощью продюсера Рената Давлетьярова. После смерти основателя фестиваль распался надвое: название и логотип остались за креативным директором Ольгой Дыховичной, которая пригласила Мазурова, а Давлетьяров со своей компанией "Интерфест" сделал фестиваль "2-in-1", чьим программным директором стал работавший прежде на "Завтра/2morrow" Алексей Медведев. В прошлом году было непонятно, удастся ли в Москве выжить сразу двум артхаусным фестивалям, однако в июле уже было объявлено, что "2-in-1" пройдет с 21 по 24 октября в кинотеатре "35 мм". Присутствовавший на пресс-конференции в среду Медведев предложил считать оба мероприятия "частью одного события".
"Мы сознательно отказались от судейства жюри. Победителя выберет зритель, а приз будет денежный - он сложится из всего бокс-офиса фестиваля", - сказала Дыховичная.
Как добавил программный директор фестиваля Антон Мазуров, исходя из опыта прошлых лет, можно надеяться на суммарные сборы от 15 до 30 тысяч евро, так что приз будет вполне весомым.
"Мы решили сделать ставку не на жюри, а на фильмы, который в общей сложности будет около 50-ти", - добавил Мазуров, отметив, что молодые критики, которые, как и в прошлом году, сформируют свою судейскую коллегию, вольны наградить картину из любой программы, включая ретроспективы.
Он напомнил, что у фестиваля будет сквозная тема - исповедь, свидетельства и дневники. "Я пытался отойти от вкусовщины, сделать так, чтобы было видно, сквозь какую призму мы смотрели, когда отбирали картины. Если их смотреть без этой призмы, кажется, что картины несовместимы", - признался программный директор.
Кроме того, "Завтра/2morrow" делает ставку на малобюджетное и безбюджетное кино, "чтобы показать тем, у кого есть идеи и внутреннее переживание, что снимать можно, не встраиваясь в громоздкую, постоянно утяжеляющуюся систему кинематографии".
Фестиваль "Завтра/2morrow" отказывается от классической церемонии открытия, однако в качестве первого номера программы заявляет "фильм-праздник", не связанный с прочим фестивалем, а именно - "Должно быть, это место" (This Must Be the Place), голливудский дебют итальянца Паоло Соррентино (Paolo Sorrentino, "Последствия любви", "Изумительный") с Шоном Пенном и Фрэнсис МакДорманд в главных ролях.
Герой Пенна - в прошлом знаменитый рок-музыкант, живущий в Ирландии с женой. Когда из Америки приходит известие о смерти отца, бывшего узника Освенцима, он отправляется по следу нацистского преступника, которому отец мечтал отомстить всю жизнь. В Канне, где картина принимала участие в основном конкурсе, ей достался приз экуменического жюри.
Режиссер объяснял, что идея фильма родилась из размышлений о нацистских преступниках и инфантильных рок-звездах.
"И Соррентино, и Шон Пенн приглашены в Москву, но они люди занятые, и смогут ли они приехать, станет окончательно ясно лишь за неделю до открытия фестиваля", - заявил Мазуров.
В основном конкурсе фестиваля будет восемь картин. Прежде всего, это исповедальный фильм Ким Ки Дука "Ариранг" (Arirang), получивший главный приз каннского "Особого взгляда", и "Это не фильм" (In film nist) иранца Джафара Панахи, которому по политическим мотивам запретили снимать кино и выезжать из страны. В знак протеста крупнейшие мировые фестивали включают Панахи в состав жюри, сам же он сделал картину о своем ожидании приговора.
Россию будут представлять ВГИКовский дебютант Иван Черняев, снявший трехчастную неигровой триптих "Тяга"; пара Андрей Сильвестров и Юрий Лейдерман, чей "Бирмингемский орнамент" был показан в венецианских "Горизонтах" в качестве специального события, и получасовая короткометражка Елены Демидовой "Леша", снятая год назад во время лесных пожаров. Как объяснил программный директор фестиваля, "это монолог жителя рязанской деревушки, который ищет кошку в сгоревшей целиком деревне".
Кроме того, в конкурс входят фильм из Тибета, снятый на тибетском языке, и картины из Румынии и Норвегии - их названия будут оглашены позже.
Фестиваль "Завтра/2morrow" включает в себя две монографических ретроспективы: одна посвящена французско-швейцарскому режиссеру Франсуа-Жаку Оссану (F.J.Ossang), вторая - отечественному классику Андрею Смирнову, который признался, что это, по всей видимости, первая и последняя ретроспектива в его жизни.
"Так уж сложилось, что я прожил всю жизнь с психологией маргинала - четыре картины снял сам по себе, и даже "Белорусский вокзал" закрывали четыре раза. Когда я смотрю свои фильмы, я вспоминаю не только об уроне, нанесенном цензурой каждому из этих фильмов, но и о собственных проколах", - сказал Смирнов.
В числе картин, включенных в программу, - "Ангел" 1967 года, смытый по цензурным соображениям и выживший только благодаря тому, что одну копию сохранила у себя монтажер.
По словам Мазурова, "фестивальное древо" состоит из "ствола", образованного конкурсом и поддерживающей программой "Праздник непослушания", посвященной "молодости, раскованности и отсутствию внутренних барьеров", и "лепестков", то есть параллельных программ, которые в этом году формируют отдельно приглашенные эксперты.
В частности, создатели музыкального Beat Film Festival Кирилл Сорокин и Алена Бочарова будут делать свою авторскую программу, состоящую из шести картин, среди которых - только что показанный в Торонто "Pearl Jam 20", документальный проект А.Джей Шнака (AJ Schnack) "Курт Кобейн: История о сыне" (Kurt Cobain: About a Son, 2006) и "Необыкновенно обыкновенная жизнь Хосе Гонсалеса" (The Extraordinary Life of Jose Gonzalez) Микеля Карлссона (Mikel Karlsson) и Фредрика Эгерстранда (Fredrik Egerstrand, Швеция, 2010).
Переводчик "Свободного Марксистского издательства" Кирилл Адибеков совместно с Музеем кино придумал программу "Фасцинация: звук".
Как объяснил директор Музея кино Наум Клейман, программа "призвана показать, что мы до сих пор крайне небрежно обращаемся со звуком", хотя самые интересные звуковые эксперименты 1920-х годов, то есть начала звуковой эры в кинематографе, проводились именно у нас в стране.
"То, что мы предлагаем, абсолютно не постарело и необходимо завтрашнему кино. Иногда старое кино содержит в себе более новаторские решения, чем новые нашумевшие фильмы", - отметил Клейман. "Фасцинация: Звук" будет состоять из шести картин, в том числе трех произведений Жана-Мари Штрауба (Jean Marie Straub) и Даниэль Уйе (Adaniele Huille) - "Хроники Анны Магдалены Бах" (Chronik der Anna Magdalena Bach, 1968), "Моисей и Аарон" (Moses und Aron, 1975) и "Введение в музыкальное сопровождение одной киносцены Арнольда Шенберга" (Einleitung zu Arnold Schoenbergs Begleitsmusik zu einer Lichtspielsсene, 1973). В презентации программы "Три французских фарса-гиньоля" примет участие легендарный французский актер Доминик Пинон (Dominique Pinon), игравший у Жан-Пьера Жене, а широкой публике известный по "Амели".
Кроме того, предусмотрена программа британских короткометражек ondedotzero, ряд специальных показов, среди которых будет "Портрет в сумерках" Ангелины Никоновой и Ольги Дыховичной, показанный на "Кинотавре" и в венецианской программе "Авторские дни".
РИА "Новости"
комментарии (0)