Появление на экранах фильма "Шапито-шоу" сопровождается взрывом в Интернете: все заполонено рекламными баннерами. Но нет ни стендов на остановках, ни перетяжек на улицах.
Ясно: приходит пора новых экономических отношений в кино. Ее буревестниками выступают авторы "Шапито-шоу". Их идеи кажутся безумными. Думаю, только поначалу.
Мы снова говорим с режиссером Сергеем Лобаном. На этот раз уже не о фильме.
Российская газета: В поисках финансирования кино вы пришли к парадоксальным идеям: пусть будущие проекты оплачивают зрители. Это как? И что такое "напарапет"?
Сергей Лобан: "Напарапет" – сеть в Интернете, которую мы придумали. Она основана на идее краудфандинга («народного финансирования» – В.К.). Это когда проекты финансируются людьми, для которых они предназначены. Т.е. потребители сами оплачивают то, что хотят увидеть, прочитать или послушать. Они кооперируются вокруг какой-то идеи. Ты платишь три рубля и претендуешь на долю произведенного продукта. Посмотрев кино на сайте, можно поблагодарить тех, кто его сделал. Вложил побольше – тебя упомянут в титрах. Если вложил много – могут допустить к принятию решений по проекту. Мы эту идею придумали, а потом выяснилось, что ее аналоги уже существуют. В Америке есть успешная сеть KickStarter. Человек пишет: хочу поехать в каньон такой-то, снять там фотосессию и выпустить альбом - нужны полторы тысячи долларов. Люди читают – действительно интересно! Раз-раз – и он собрал нужную сумму, поехал, все снял, выложил и издал альбом. Давшие ему деньги альбом получили, остальное – в продажу.
То же и с музыкой. Музыкальная индустрия, считается, умерла: CD не покупают, это уже архаика - все новинки доступны в Интернете. Зато музыканты стали больше зарабатывать на концертах. У них есть публика именно потому, что вся их музыка доступна, и люди хотят послушать ее вживую. Это касается и серьезной музыки: случайно услышав ее в Интернете, кто-то захочет прийти в театр или филармонический зал. И музыканты вполне могут существовать за счет такой системы.
РГ: Но Америка – особый случай: благополучные люди могут себе позволить активно интересоваться новыми проектами и даже участвовать в их финансировании. Думаете, это сработает в России?
Сергей Лобан: У нас еще не было времени заняться «Напарапетом» вплотную. Сайт готов, осталось нажать на кнопку, но прежде нужно предложить проекты, способные заинтересовать. А сработает или нет - пока не знаю. Все основано на электронных деньгах, а у нас боятся ими пользоваться, и нет единой надежной системы, чтоб не опасаться. На Западе это всё просто, работает автоматически.
РГ: Недавно Владимир Мирзоев сделал попытку вот так собирать деньги на свой следующий проект. Предложил Интернет-зрителям его украденного пиратами фильма «Борис Годунов» после просмотра платить как за кинобилет – и так профинансировать будущую картину.
Сергей Лобан: Эта практика быстро распространяется. В России есть сайт kroogi.ru - он построен на таких взносах: люди бесплатно выкладывают свой контент, и есть кнопка «Поблагодарить». Его минус в непрозрачности: никто не знает, кто, сколько и за что получил, и получил ли вообще.
Продолжение беседы - здесь:
комментарии (0)